Первые результаты проведения реформы ценообразования в строительстве оказались неутешительными. Минстрой столкнулся с серьезными проблемами при мониторинге стоимости на услуги стройтехники и материалы, а также рабочей силы. Первый отчет должен был быть опубликован в октябре, однако реальные данные, необходимые для анализа, взять неоткуда.
Изначально планировалось, что индикативные показатели будут сформированы исходя из данных от строительных компаний и производителей строительных материалов. На практике предоставленные цифры разительно отличались от указанных в заключенных контрактах, к тому же, нигде не прописано обязательство предоставлять достоверные данные.
Схожие проблемы в отрасли нефти и нефтепродуктов уже знакомы Федеральной антимонопольной службе. Результатом стало требование ФАС покупать продукцию только через открытые биржевые торги, результаты которых и закладывались в индикативные цены. К сожалению, этот шаг не уместен для стройматериалов, ведь из-за больших различий по характеристикам и качеству даже однотипные стройматериалы сложно отнести к биржевым товарам.
Поэтому определение стоимости материалов, техники и рабочей силы может стать прерогативой экспертов Федерального центра ценообразования в строительстве. Вскоре ФЦЦС станет частью «Главгосэкспертизы» и будет финансироваться не за счет бюджета, а за счет заработанных экспертизой средств. Возможные ошибки также будут компенсироваться не за государственный счет – планируется создание резервного фонда, который станет обеспечением экспертных рисков.